Желілік қауымдастықтың мақсаттары:
- тәжірибе алмасу, қолдау көрсету және серіктестік;
- сәтті педагогикалық практиканы тарату;
- кәсіби деңгейді арттыру;
- Жаңа білім беру бастамасын қолдау.
Мүмкіндіктер:
- өз жұмыстарыңызды (коучингтер, баяндамалар, сабақ жоспарлары, шеберлік- сыныптар, презентациялар);
- материалмен танысқаннан кейін, кері байланыс жасап, пікір жазу;
- туындаған өзекті сұрақтарды жазу, әдістемелік көмек беру, ұсыныс пен тілек жазу;
- жобаларға, сайыстарға, талқылауларға белсенді қатысу (мониторинг, рейтинг жүргізіледі);
- «Желілік қауымдастықтың ең белсенді қатысушысы», «Желілік қауымдастықтың ең белсенді тобы» деген байқауларына қатысу.
Цели сетевого сообщества:
- обмен опытом, поддержка и сотрудничество;
- распространение успешных педагогических практик;
- повышение профессионального уровня;
- поддержка новых образовательных инициатив.
Міндеттері:
-бірыңғай ақпараттық кеңістікті құру;
-кәсіби тақырыптарда ресми және бейресми байланысты ұйымдастыру;
-желілерде ұстаздардың тәжірибелік іс- әрекетін ұйымдастыру.
Задачи:
- создать единое информационное пространство;
- организовать формальное и неформальное общение на профессиональные темы;
- организовать практическую деятельность учителей в сети.
Возможности:
- размещать свои разработки уроков, внеклассных мероприятий, коучингов, мастер-классов, презентации, доклады и так далее;
- знакомиться с материалами и давать обратную связь в виде комментариев;
- делиться возникшими проблемными вопросами и давать методическую консультацию, предложения, пожелания;
- активно участвовать в проектах, обсуждениях, конкурсах (будет проводиться мониторинг, рейтинг);
- участвовать в конкурсах «Самый активный участник сетевого сообщества»,
«Самая активная группа сетевого сообщества»
Процесс формативного оценивания
Формативное оценивание – процесс, способствующий постоянному улучшению и прогрессу результатов учебы ученика, обеспечивающий обратную связь между учителем и учеником. Для эффективной организации преподавания и обучения очень важно постоянно определять прогресс и текущий уровень понимания каждого ученика. Это осуществляется в ходе формативного оценивания и создает возможность для принятия решения об успеваемости ученика. и обучения, не должно воприниматься как дополнительные упражнения и тестовые задания. Формативное оценивание, будучи составляющей преподавания и обучения, не должно воприниматься как дополнительные упражнения и тестовые задания.
Процесс формативного оценивания состоит из следующих этапов:
- Ознакомление учащихся с определенными учебными целями и критериями оценки.
- Создание оптимальной среды, которая может служить показателем,
подтверждающим, что и на каком уровне поняли ученики, либо организация и других их действий.
- Предоставление эффективной обратной связи, способствующей развитию учеников.
- Согласованность, которая может служить источником взаимного обучения учеников.
- Восприятие учеником себя в процессе обучения в роли «конструктора».
- Планирование и организация формативного оценивания
- В процессе преподавания в каждом классе учитель должен охватывать все учебные цели программы обучения. В учебном плане предмета показаны все действия, предлагаемые в учебных целях.
Для того, чтобы эффективно провести процесс оценивания, предлагаем учителю:
- составить конкретные критерии оценивания согласно учебным целям;
- составить задания соответственно критериям оценивания и определению дескрипторов;
- предоставить ученикам эффективную обратную связь.
Критерии оценивания определяют только то, что указано в учебных целях и показывают уровень шести навыков мышления, данных в таксономии Блума – знание и понимание, применение, анализ, синтез и оценивание. Для учителя важно тщательно подготовить критерии оценивания и привести их в соответствие с учебными целями.
После этого учитель приводит критерии оценивания в соответствие с учебными целями, составляет задания и их дескрипторы, с учетом персональных особенностей учеников, содержания обучения. Дескрипторы уточняют шаги учеников при выполнении задания, определяют путь к достижению результата, поэтому дескрипторы должны быть понятными для учеников.
Подходы формативного оценивания
1. Метод «Углы». Учитель предлагает ученикам вопрос и размещает четыре возможных ответа по четырем углам класса. Ученики встают возле ответа, который считают верным, в групповой работе формулируют выбранные ответы и обосновывают свое мнение.
2. «Подумай-объединись в пару-разделись». Каждый ученик в самостоятельной работе по полученному заданию (вопросу) резюмирует свой ответ, в паре делится своим мнением, далее это переходит в групповую работу.
3. Stop-кадр. Stop-кадр — работа с одним моментом «кадром) видеофильма. Остановив на экране кадр и задавая вопросы, можно вовлечь учеников в диалог. В классе можно организовать и работу в парах: один из учеников показывает кадр, другому можно поручить подробно прокомментировать этот образ; другой ученик может помогать ему, задавая уточняющие вопросы.
4. Озвучивание. Показав беззвучный отрывок фильма, связанный с пройденной темой или соответствующий уровню учеников, можно поручить ученикам войти в роль и озвучить отрывок. Вначале можно показать отрывок со звуком. Необходимо дать ученикам достаточно времени на подготовку.
5. Отброшенный вопрос. Для повышения уровня понимания темы и в целях развития навыки обсуждения, "перекидывать" вопросы между учениками в классе: например, «Асан, ты поддерживаешь мнение Айны?», «Айна, как еще можно дополнить ответ Асана?», «Асан, как можно сформулировать высказанные мения одним словом?»
6. «Поймай ответ». Задавая вопрос, учитель бросает ученикам мешочек с горохом. Это придает процессу опрашивания кинестетический образ и ученики не принуждаются к добровольному ответу. Если ученик не знает ответа на вопрос, он может перекинуть вопрос другому ученику. В зависимости от сложности вопроса, можно определить его первоначальный вес (с помощью баллов). Например, если ученик, поймавший мешочек, перекидывает вопрос другому ученику, стоимость вопроса снижается на 1 балл. Это задание можно использовать и в мини-группах, тогда учитель бросает мешочек группам поочередно.
7. «Вопрос-ответ». Учитель задает вопрос, бросая мяч. Ученик, поймавший мяч, отвечает на вопрос и задает свой вопрос. Если ученик не может ответить на вопрос, он передает мяч другому ученику. Этот метод помогает в оценивании теоретических вопросов, достижении языковых целей.
8. «Найди слово». В шкатулку помещаются записи, на которых записаны ключевые слова по теме. Один из учеников, взяв из шкатулки запись, в течение 1 минуты должен описать слово, не называя его. Ученик, угадавший слово, достает следующее слово и продолжает объяснять.
9. «Вопрос в конверте». Подготовьте конверты для каждого ученика, напишите 2-3 вопроса по теме и положите в конверт. Раздайте ученикам конверты, дайте 2 минуты времени: ученик записывает на стикере свое имя, ответы на вопросы, кладет в конверт и передает следующему ученику. Обмениваются конвертами, пока все ученики не ответят на вопросы. В конце соберите ответы, вслух прочтите несколько ответов (не называя имен); класс обсуждает, насколько верными были ответы.
10. «Обмен мнениями» (Showdown). Для каждой группы готовится по 5 вопросов по теме. Каждый вопрос записывают на одной стороне стикера, на обратной стороне записывают ответ на вопрос и обмениваются стикерами со следующей группой. Руководитель группы читает вопросы, члены группы готовят и записывают ответы на вопросы. По знаку лидера все открывают свои ответы и обсудив ответы, сравнивают с правильным ответом.
11. Элективный тест. Учитель заранее раздает каждому ученику стикеры белого, желтого, голубого, зеленого, красного цета, обозначенные знаками A, В, С, D, Е. После каждого вопроса, выдержите 20 секунд и попросите класс поднять букву, соответствующую ответу на тестовый вопрос. Для самооценивания и взаимооценивания разбирают правильные или неправильные ответы, используя диалог.
Принципы, принимаемые к руководству при планировании урока
Урок – одна из главных видимых частей работы учителя. Каждый урок направлен на реализацию целостного образовательного процесса: обучение, развитие и воспитание. Урок начинается с подготовки еще до входа преподавателя в класс, и разработка плана урока – ответственный этап в конструировании успешного урока. Активное обучение – одно из предпосылок успешного урока.
С чего начинается планирование активного урока?
Сначала учитель проводит подготовительную работу:
- определяет место этого урока в учебной программе, в серии последовательных уроков;
- определяет тему, цели урока показателей, связанные с целями обучения;
- изучает основные понятия и идеи по этой теме;
- проводя обзор прошлых уроков, дополняет и обобщает мысли об этом уроке, с учетом связи с этой темой;
- затем пишет расширенный план урока, составляет его методический проект.
Процесс планирования активного урока состоит из следующих этапов, известных каждому педагогу:
- определение цели и задачи урока (определение образовательных целей, языковых
целей, связанных с темой урока);
- определение критериев оценки (определение критериев оценки, используемых для
оценки уровня достижения поставленных целей);
- анализ содержания учебного материала;
- выбор методов и приемов обучения;
- определение вида работы с учениками в классе, модели обучения;
-выбор заданий на дом;
- определение видов контроля, оценивания;
- подготовка вопросов для обобщения урока, и т.д.
Учитель должен придавать значение моделям обучения (индивидуальное, в паре, групповое, всем классом), методам и приемам, используемым на каждом этапе, поскольку есть серьезные изменения в деятельности и действиях учителя и ученика, выполняемых в активном уроке; при планировании урока учитель четко показывает содержание педагогических действий, то есть показывает действия, выполняемые им и его учениками. На активном уроке действия учеников проявляются с точки зрения познавательности, коммуникативности и самоуправления. Учебные цели определяют, что изучать и что надо уметь оценивать. Если в результате мы не знаем, чего должны достичь, то тогда невозможно оценить успешность обучения и преподавания. Критерии оценки рассматриваются как шаги, направленные на достижение учебных целей. Невозможно эффективно провести формативную оценку, не определив точно критерии оценки. При составлении методического проекта урока учитель путем успешного применения методов активного обучения придерживается максимального выполнения учебных целей. Здесь необходимо уделить главное внимание на такие важные вопросы, влияющие на успешность учебно-познавательного процесса, как стимулирование, создание комфортной психологической среды, учет личных и возрастных особенностей учеников.
Структура урока
Суть активного обучения – в организации учебного процесса таким образом, чтобы все ученики были втянуты в процесс познания.
В настоящее время широкое применение находит следующая схема организации активного урока, которую предложенная Дэвидом А. Колб (David Kolb):
1. Создание мотивации, стимулирование учеников уроку и объявление новой темы – 10 % времени урока;
2. Закрепление пройденной темы (повторение) – 20 % времени урока
3. Освоение нового материала - 50 % времени урока
4. Оценивание – 10 % доля урока
5. Обобщение урока (дебрифинг, рефлексия) - 10 % доля урока.
Пояснения к содержательным этапам урока:
Создание мотивации – начальный этап урока. Фокусирование внимания учеников на урок, заинтересовать и показать, что знания, которым будут обучать на уроке, будут нужными и полезными. Внутренняя мотивация учеников напрямую влияет на освоение учебного материала. На данном этапе создаются условия для хорошего понимания учениками учебных целей.
Закрепление – важный этап, дающий возможность наряду с повышением интереса и эффективности освоения материала, сформировать в сознании ученика последовательную логическую структуру его знаний по предмету.
Освоение нового материала – основной этап, на котором ученики получают новые знания. На данном этапе учитель должен подготовить упражнения и задания, обеспечивающие освоение учениками необходимых знаний, умений и навыков.
Оценивание – основной стимулирующий этап урока. Оценивание должно бытьгибким, наглядным и справедливым, в таком случае можно посредством оценивания повысить интерес учеников к уроку. Неправильное оценивание может привести куничтожению интереса учеников к уроку, снизить их старание. Важно, чтобы этап оценивания был направлен не на проверку, а на стимулирование учеников.
Дебрифинг – обобщение урока, получение обратной связи, заключительный этап урока. Здесь учитель спрашивает учеников, что им понравилось и что не понравилось на уроке, собирает предложения учеников по уроку, и обобщив урок, нацеливает учеников на дальнейшее самостоятельное углубление освоенных знаний.
В зависимости от особенностей урока, учитель может изменить время, выделенное на этапы урока, в связи со своим мастерством, однако, накопленный до настоящего времени опыт показал эффективность предложенной модели. Данная модель сочетается с тремя этапами, традиционно применяемыми на уроке:
1-этап: Мотивирование и объявление новой темы, закрепление пройденного урока (повторение) – 30%
2-этап: Освоение нового материала – 50%
3-этап: Оценивание и обобщение урока – 20%.
Требования, предъявляемые к эффективному уроку:
-Определение значения и места отдельного урока в серии последовательных уроков;
-Четкое определение учебных целей и шагов для их достижения;
-Содержательность урока, соответствие требованиям учебной программы и цели урока;
-Планирование уровня профессиональных компетенции и знаний, освоенных
учениками на отдельных этапах урока и на уроке в целом;
-Выбор оптимальных видов учебных пособий, методов и приемов, основанный на
формировании и развитии познавательной активности учеников;
-Эффективное использование индивидуальной работы ученика и моделей совместной учебы;
-Пред усмотрение всех возможностей самостоятельного освоения знаний учеником;
-Учет возможностей и потребностей каждого ученика;
-Осуществление дидактических принципов на уроке;
-Сформированность успешной учебной среды на уроке для ученика;
-Осуществление быстрой обратной связи на уроке;
-Наличие высокого темпа и активного процесса урока;
-Наличие хорошего эмоционального настроения;
-Установление безопасной среды и положительного психологического климата на уроке.
Принципы, обеспечивающие эффективность урока:
- Принцип свободы: не ограничивать возможность каждого ученика показать себя;
- Принцип партнерства: взаимопонимание, совместная деятельность, взаимная
подержка уеника и учителя в процессе обучения;
- Принцип надежности: уверенность ученика в своей успешности, уверенность учителя
в том, что его ученики могут добиться успеха на уроке;
- Принцип толерантности: создание условий для саморазвития ученика, с учетом его
индивидуальных особенностей;
- Принцип терпеливости: создание эмоционального спокойствия, не осложняя
неприятных ситуаций, не давая волю гневу.
Как можно узнать, был ли успешным урок, нацеленный на результат? Ричард Дарант в своей статье «Шесть признаков «отличного» урока» определяет следующие признаки успешного урока (www.cpm.kz):
-хорошее планирование урока, четкое определение учебных целей;
-содержательность, наполненность новизной и целенаправленность обучения;
-ученикам нравится урок и им интересно получать знания;
-достижение учениками критериев успеха;
-эффективное использование оценивания для обучения;
-использование на уроках открытых вопросов высокого уровня.
С точки зрения эффективности к успешному уроку предъявляются следующие требования:
-в течении всего урока каждый ученик находится в активной познавательной деятельности;
-организация обучения путем открытий;
-эмоциональная поддержка каждым учеником собственных действий и действий одноклассников в течение урока;
-заинтересованность учеников познавательной деятельностью во время урока;
-самоконтроль (управление) и рефлексия учеников на каждом этапе урока
-наличие на уроке самостоятельной работы и творческих заданий, осуществляющих самооценивание и взаимное оценивание учеников;
-достижение учебных целей и др.